В водоёмах Северного Кавказа обнаружен новый для науки вид рыб

08 мая 2024

Команда учёных из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН и Института биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина РАН обнаружили новый для науки вид рыб гольянов, обитающий в реках системы Адагума, притока нижней Кубани.

В ходе ревизии небольших карповых рыбок – гольянов рода Phoxinus, – обитающих на Северном Кавказе, учёные обнаружили два вида гольянов. Первый – колхидский гольян Phoxinus colchicus, широко распространённый в реках восточного бассейна Чёрного моря, а второй – новый для науки вид, обитающий в реках системы Адагума, притока Нижней Кубани. Новую разновидность назвали адагумским гольяном Phoxinus adagumicus.

Эти рыбки отличаются от других представителей рода, прежде всего, редуцированными глоточными зубами и рядом других признаков. Согласно молекулярно-генетическому анализу, новый вид представляет одну из самых древних линий Phoxinus в Европе. Фактически это реликтовые гольяны, приплывшие сюда в далёком прошлом с Дальнего Востока и сохранившиеся до наших дней в низовьях Кубани.

Ареал адагумского гольяна размером около 55 х 20 километров находится в регионе интенсивной антропогенной нагрузки. Очевидно, эти рыбы нуждаются в мерах охраны.